Сохранение здоровья детей – одна из основных задач государственной политики Российской Федерации в сфере защиты интересов детства. В структуре общей заболеваемости детей в возрасте от 0 до 14 лет первые ранговые места занимают болезни органов дыхания, органов пищеварения, болезни глаза и его придаточного аппарата, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, болезни нервной системы и болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани. В целях раннего выявления тяжелых наследственных и врожденных заболеваний в Российской Федерации проводится неонатальный скрининг, который позволяет своевременно диагностировать заболевания, начать лечение.
Особое внимание государства уделяется категории детей, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к ранней инвалидизации и сокращению продолжительности жизни. Также подростки злоупотребляют алкоголем, табачными изделиями, электронными сигаретами, в связи с чем важно повышать их осведомленность о вреде для здоровья и преимуществах здорового образа жизни
Травматизм занимает значительное место в структуре общей заболеваемости и смертности среди детей. Характер и причины детского травматизма имеют возрастную специфику. Если травмы у детей дошкольного возраста чаще всего результат недосмотра взрослых, то у школьников они являются следствием грубых шалостей, опасных игр, неумелого обращения с предметами быта и т.д. По результатам статистических исследований основное число травм возникает у детей школьного возраста. Этому способствуют существенные изменения образа жизни, связанные с поступлением в школу, и снижением контроля со стороны взрослых.
Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема, особенно в период школьных каникул, когда дети больше располагают свободным временем, чаще находятся на улице и остаются без присмотра взрослых. Охрана здоровья детей - важнейшая задача, как воспитателей, так и родителей. В связи с этим остро встает вопрос о профилактике детского травматизма.
Основные мероприятия, которые помогут снизить вероятность травм у детей:
· контроль за деятельностью ребенка, поощрение самостоятельности под присмотром взрослых;
· беседы с ребенком о возможности травм и способах их предупреждения;
· формирование у ребенка чувства ответственности за свои действия;
· развитие у ребенка ловкости, гибкости, быстроты, координации, общей и мелкой моторики.